МОО СВ :: Межнациональный поликультурный диалог

Межнациональный поликультурный диалог

Межнациональный поликультурный диалог

Материал подготовила
Геворкян М.М.

Межнациональный поликультурный диалог – это форма взаимодействия двух и более культур через личность-культуру, в процессе которого происходит осознание ценности и уникальности национальных культур. Межнациональный поликультурный диалог помогает понять, осознать сущность и уникальность разных культур, представлять многообразие мировых культур и цивилизаций, преодолеть узко-национальные границы своего мышления, выйти за рамки существующих стереотипов и предрассудков, проявлять толерантность в процессе диалога с культурами разных народов, ибо культур плохих и хороших нет. Единственно приемлемой формой их сосуществования и взаимодействия является диалог.
Диалог культур, проведенный через призму межнационального, поликультурного, в полной мере отвечает требованиям современного многокультурного общества и новых образовательных парадигм. Межнациональный поликультурный диалог в системе образования – это психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств. Это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Оно предусматривает:
•адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур;
•взаимодействие между людьми разных традиций;
•преодоление предрассудков и узко-ограниченных стереотипов мышления, этноцентрических и шовинизских позиций по отношению к другим народам,
•отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.

Рекамендуемая литература:
1.Геворкян А.М. Специфика воспитательной работы по развитию межнационального поликультурного диалога в системе образования // Образование личности: научно-методический журнал. – Москва, № 2, 2015. - С. 38-44
2.Геворкян М.М. Интернациональное воспитание в процессе межнационального поликультурного диалога. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 187 с.
3.Геворкян М.М. Структура модели поликультурного диалога в системе образования Республики Армения // Образование личности: Стандарты и ценности: Сборник научно-методических материалов международных научно-практических конференций «Теория и практика поликультурного воспитания в образовательной среде», «Актуальные вопросы социализации личности в современных условиях» / сост. и научный редактор Н.Ю. Синягина, Е.Г. Артамонова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – 320 с. С. 31-35.
4.Синягина Н.Ю., Геворкян М.М. Межнациональный поликультурный диалог: актуальность в системе образования и возможности диагностики // «Проблемы педагогики и психологии»: научное периодическое издание межвузовского консорциума, Ереван, 2014, № 2. - С. 25-37
5.Синягина Н.Ю. К содержанию модели поликультурного диалога в образовательной среде // Образование личности, 2015, № 1. – С. 14-20
6.Синягина Н.Ю. Программа поликультурного воспитания. М.: АНО «ЦНПРО». 2012. 56 с.