МОО СВ :: Образовательная технология «Бриколаж»

Образовательная технология «Бриколаж»

Образовательная технология «Бриколаж»

Дайджест подготовила Л.И. Виноградова

Бриколаж (от фр. bricolage) - термин, использующийся в различных дисциплинах, в том числе в изобразительном искусстве и в литературе, и означающий создание предмета или объекта из подручных материалов, а также сам этот предмет или объект. Например, в музыке - это деревянные ложки или пила в качестве музыкальных инструментов; движения DIY и панк; в изобразительном искусстве - сборные коллажи. В широком значении глагол bricoler применяется к игре в мяч, бильярд, охоте и верховой езде обычно для того, чтобы вызвать представление о неожиданном движении отскакивающего мяча или лошади, повернувшей в строну, чтобы обойти препятствие.

Бриколаж в образовании - это использование для учёбы всего, что угодно, кроме специально созданных инструментов вроде учебников. Бриколер - это тот, кто творит сам, самостоятельно, используя подручные средства, в отличие от средств, предусмотренных учебным процессом.

Бриколаж сегодня используется как образовательный тренд, новшество которого в том, что педагог использует подручные средства и инструменты, выбирая даже те, которые не были изначально предназначены для образовательных нужд - тарелочки, варежки, игрушки, клумбы, упаковка, и хороший фильм и подобное, пытаясь дать своим ученикам новый способ обучения, изменить рутинный учебный процесс, не боясь рисков. Педагог творчески берется за новый для себя инструмент всякий раз, когда это представляется ему самому необходимым. Такой метод не требует готовых методичек и руководств, разрешений сверху.

Выделим два основных принципа бриколажа.
1.Брать то, что под рукой - использовать в другом качестве.
Прежде всего, в этом случае можно научиться видеть то, чего мы не видим на первый взгляд. Такие приемы хороши для формирования когнитивных умений (поиск и структурирование информации), развития креативности, нестандартного мышления. Есть даже специальный прием для развития навыков такого мышления - метод фокальных объектов, когда на «игровое поле» намеренно вбрасывается «странный объект», выделяются его свойства и качества, которые можно использовать на других объектах и в другом качестве. Например, составление заданий на функциональную грамотность чтения с использованием театральных и других билетов или составление заданий на функциональную грамотность чтения с использованием этикеток и упаковок.

2.Создавать новое из имеющегося старого.
Это так называемый принцип повторного использования объекта, получающий сегодня распространение там, где уже реализуются идеи сетевого взаимодействия и учебных сообществ. Если у сообщества (класса, группы) есть место, доступное для всех участников, в котором публикуются и хранятся продукты учебной и педагогической деятельности, значит, рано или поздно кто-то посмотрит этот продукт с желанием использовать его полностью или частично, а, возможно, переделать под себя и под свои нужды. Этот принцип достаточно широко распространен. Не раз уже здесь запускались волны «повторного использования» на Scratch-мастерских (Е. Патаракин, Н. Яникова), по рисункам Google и возданию GIF-анимаций (А. Рожков, «Виртуальный хоровод») и др.