МОО СВ :: Медиаскетика

Медиаскетика

Медиаскетика

Дайджест по интернет материалам
подготовила Л.И. Виноградова

Медиаскетика (от греч. ασκεσις — «упражнение») — образ жизни, характеризующийся пониманием сути новейших электронных средств коммуникации, интернет-технологий, медиа, рекламы и их разумным, безопасным использованием для бытия, обретения самосознания в новом мире.
Цель медиаскетики — получение умения осознанного использования современных технологий и медиа для обустройства осознанной жизни в современном мире. Научиться разумно существовать в мире современных технологий и медиа. На этом пути придется сталкиваться с самоограничением, но они только откроют новые возможности.
Как показывают исследования социологов, психологов - технологии разъединяют, психика человека резко изменяется из-за его прихода в социальные сети и интернет.
Интернет обладает свойством похищать внимание. Все психологи запада в один голос утверждают о частичной потере способности концентрироваться у современного человека, воспитанного Facebook.
92% жителей Нью-Йорка начинают день со смартфона. Чаще всего опрошенные проверяют электронную почту (67%) и лезут в Facebook (40%).
Многие выдающиеся преподаватели утверждали, что одним из немногих жизненных процессов, которыми может управлять человек — это своим вниманием. Эта фраза может показаться чрезмерным упрощением жизненных процессов, но, если задуматься, то окажется, что человек живет, переводя внимание с одного объекта на другой, и обратно. Управляя вниманием, человек управляет своей жизнью.
Вызывает интерес православный взгляд на медиаскетику.
Современные исследователи психологии поведения интернет-пользователей все чаще говорят о необходимости введения в широкий оборот терминов «медиааскетика», «информационный пост», «техноаскеза». Православная традиция с древнейших времен учит о внимании, искусстве соблюдении в чистоте ума, хранении сердца, духовном трезвении.
Современные технологии, связанные с обработкой информации и коммуникациями, все глубже касаются душевного мира человека. Вполне очевидной становится потребность во всестороннем глубоком анализе и оценке процессов информатизации, осмыслении информационной культуры, в т.ч. в духовном аспекте, как важнейшего критерия развития общества при формировании нового характера самовосприятия человека
В ряде публикаций, теперь все чаще – с тревогой, говорится о новом Homo Internetus, потребительской снек-культуре, информационных трансах и связанных с ними психологическими проблемами, расстройствах восприятия времени и информации, когда при погружении в мир интернета время «схлопывается» и течет совсем не так, как в реальном мире, а информация потребляется «клипово», «лоскутно» — в отсутствии логических связей. Как отмечает один из исследователей психологии интернет-пользователей Д. Соловьев, в социальных сетях у людей появляются «новые тела», которыми весьма не просто управлять, а многие действия: путешествия по веб-страницам, перепосты, постановки «лайков», общение, сопряженное с ревностью, обидами, тревогами, — осуществляются практически рефлекторно, бессознательно.
Все это не может не тревожить педагогов, родителей, т.к. именно подростковая, молодежная среда является наиболее активным потребителем Интернета, социальных сетей. «Сети» - которые и в прямом, и в переносном смысле «ловят» молодые и неокрепшие души.
Как утверждают специалисты в области православной медиаскетики, решение перечисленных выше проблем состоит в необходимости осознанного пользования медиа и интернет-пространством. Жесткая самодисциплина, выстраивание технологий тайм-менеджмента противопоставляются хронофагии — «пожиранию времени» в результате бессмысленного пребывания в интернете, а ответственное отношение и осознание возможных последствий – беспечному «выкладыванию» в сеть массивов глубоко личной информации. Не могут не напрягать думающих пользователей Интернета тысячи личных фотографий своих близких, особенно детей, записи о своих впечатлениях, отдыхе, семейных событиях. И эти записи поражают убогостью мысли, примитивностью стиля, обилием грамматических ошибок.
Хочется процитировать на эту тему строки из статьи известного ученого Сергея Капицы: «Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информации – именно книга. Вначале во времена Гомера – устная традиция передачи через сказания, легенды опыта поколений и знаний. Потом возникло письмо и с ним – чтение. Традиция устного рассказа угасла, угасает и традиция чтения. Эпистолярное наследие Дарвина – 15 тысяч томов, переписка Л.Толстого занимает не один том. А после нынешнего поколения останутся одни эсэмэски в назидание потомкам??»

Источники:
1. http://sostav.ua/news/2012/03/19/80/47902/
2. >http://old.spbda.ru/lib/a-3062.html
3. >http://pangody.cerkov.ru/2013/11/22/son-razuma-rozhdaet-biomonstrov/