МОО СВ :: Новые страхи: что делать?

Новые страхи: что делать?

Новые страхи: что делать?

Материал подготовила Н.Ю.Синягина

В психологической науке существует несколько концепций понимания сути страха: страх это эмоции, страх – это инстинкт или страх это и то и другое. Страх так же может быть описан и другими терминами в зависимости от его выраженности: испуг, ужас, мания преследования, комплекс преследования и др.

Наиболее типичные страхи биологические – непосредственно связанные с угрозой жизни человеку (боязнь змей, пауков, собак, страх пожара, землетрясения и др.) и социальные – опасения за изменение своего социального статуса (страх перед экзаменом, публичным выступлением и др.). Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер.

Следует знать, что страхи, проявляющиеся в разные периоды жизни человека, ведут свое начало из детства.

В сегодняшнем информационном, цифровом мире появляются новые страхи, к ним относятся номофобия – страх остаться без мобильного телефона, фаббинг - уход в мобильные устройства вместо того, чтобы поддерживать разговор с собеседником, что порождает новое же явление экран-вуайеризм – наблюдение за личной жизнью людей через подглядывание за их экранами в общественном транспорте, офисе или дома.

В этой реальности в условиях высоконагруженной техносреды появляется цифровой детокс как естественное желание человека ограничить свою зависимость от цифровых каналов информации и наладить здоровые «отношения» с технологиями.

В 2010 YouGov по заказу UK Post Office было проведено изучение тревог, испытываемых пользователями мобильных телефонов, в нем участвовало 2,1 тысяча человек. Около 53 % пользователей мобильных телефонов в Великобритании, признались, что тревожатся, когда «теряют свой мобильный телефон, у него заканчивается заряд батареи или средства на счете, или при нахождении вне покрытия сотовой сети». Около 58 % мужчин и 47 % женщин испытывают подобные страхи, а еще 9 % переживают, когда их мобильные телефоны выключены. 55 % опрошенных заявили, что основной причиной тревоги была невозможность оставаться на связи с друзьями или семьей. Уровень стресса при номофобии сравним со стрессом в день свадьбы или при посещении стоматолога. Каждый десятый из опрошенных заявил, что они должны быть все время доступны по телефону из-за их работы.

Было установлено, что до 50% номофобов никогда не выключают свои мобильные телефоны.

Из тысячи человек, опрошенных компанией SecurEnvoy в Великобритании, в страхе остаться без мобильника признались больше двух третей респондентов. Кроме того, 41% опрошенных заявили, что у них есть не менее двух телефонов, чтобы всегда оставаться на связи, пишет The Daily Telegraph со ссылкой на исследование.

Потерять мобильник чаще боятся женщины (70%), чем мужчины (61%). В то же время, как показали результаты опроса, у мужчин чаще есть два телефона, чем у женщин (47 и 36% соответственно). Чем моложе человек, тем чаще он страдает «номофобией», выяснили исследователи. Из возрастной группы от 18 до 24 лет симптомы этой «болезни» проявились у 77% молодых людей. Другой высокий показатель — 68% — был зафиксирован в группе от 25 до 34 лет. Число людей, испытывающих дискомфорт от расставания с мобильником, растет с каждым годом: в 2010 году их было 66%, такой же опрос, проведенный в 2008 году, выявил 53% людей, страдающих «номофобией».

Как быть в таких случаях? Самое важное - не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и пониманием.

Необходимо помнить, что такое положение складывается, если ребенок испытывает дискомфорт, непонимание со стороны взрослых, близких людей. Это сигнал о некотором неблагополучии в процессе его взросления.

Важно знать, чем реже улыбаются близкие, педагоги, тем больше разных страхов возникает у ребенка.

Наполеон Хилл, автор принципа «ты то, что ты думаешь» в свое время написал: «Страхи есть у всех, и некоторые из них даже полезны. Но иные страхи зарождаются без нашего ведома. Они растут из нерешительности и сомнения. Вон их!».

С этой позиции важно не просто обучить ребенка приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью, сформировать у него необходимые навыки, умения, знания, ведущие к повышению результативности деятельности, уверенности в собственных силах, проигрывать с ним ситуации, которые вызывают страх или тревогу, но в первую очередь, быть ему старшим другом, живущим его интересами, а сами интересы, конечно же, должны быть связаны с реальным миром.